Школа вокального мастерства

На концертной эстраде понятие «певец» постепенно сменяется на понятие «поющий актер». В XXI веке нужен универсальный артист – «мастер на все руки», вызывающий интерес публики. Эстрадный певец должен владеть современной техникой пения, которая содержит в себе все приемы различных стилей и манер, способствующих раскрытию вокального образа. В любом вокальном номере он должен владеть такими способами, которые позволят свободно сконцентрироваться на актерской игре.

Особая методика. Особый подход.

Моя методика посвящена проблеме обучения современного, «синтетического» артиста. 

Используя на практике новые методы, я пришла к выводу, что молодого артиста можно научить некоей вокальной азбуке, с помощью которой он сам сможет управлять своим голосовым аппаратом в зависимости от стоящей перед ним актерской задачи. Так и родилась моя методика, предназначенная для синтетических актеров. 

Изучая истоки того или иного музыкального стиля, можно понять путь рождения сценического образа, формирования его индивидуальности, воплощения внутреннего мира в звуке. 

Но изучение специфики – занятие близкое к теории. У любого вида звукоизвлечения своя механика, свои приемы и способы включения звука. Здесь нам на помощь приходят определённые знания. Это методика, объясняющая принципы дыхания и опоры звука, рождение звукоизвлечения через определенное состояние. 

Каждый вокальный стиль имеет свою закономерность.

Чтобы понять принцип включения определённого типа звука, необходимо знать устройство вокального инструмента, особенности строения отдельных частей вокального аппарата, их взаимодействие и режим работы в различных стилях. Зная специфику голосов, теорию вокальной техники, законы природы, можно приступать к тренингу. Это система упражнений, позволяющая подготовить артиста к творческой деятельности. 

Все эти упражнения, начиная с упражнений на дыхание, заканчивая упражнениями на формирование звука, сопряжены с простейшими актерскими задачами. 

Любой тренинг должен начинаться с разогрева, освобождения тела, психики и физики, поэтому я предлагаю элементарные упражнения, которые подготовят тело к работе. Когда мышцы разогрелись, можно приступить к основному комплексу упражнений на дыхание. Данные упражнения помогают понять и очень быстро ощутить работу мышц дыхательного аппарата, различные объёмы диафрагмального вдоха и распределение выдоха. 

Далее упражнения на артикуляцию, ритмику и Скэт, так как эстрадный вокал, на мой взгляд, начинается с ритма. Эти упражнения создают творческое настроение, тренируют координацию дыхания и звука. 

В вокальной практике, важное место занимает индивидуальность исполнителя. Для приведения голосового аппарата в форму применимы простые разогревающие упражнения, которые приводят в гармонию физику и психику, все основные органы, работающие на голос. Эти упражнения «чистят» подсознание, снимают психофизическое напряжение, настраивают весь организм как музыкальный инструмент. Только когда инструмент настроен, на нём можно играть.

Специальные упражнения

Распевка – это то, без чего не может обойтись ни один певец. Я предлагаю комплекс упражнений для создания своего эталонного звука на всем диапазоне. Теперь, когда нет страха перед высокими нотами, скачками, когда получаются различные приёмы вокальной техники, можно звуком выражать то, что внутри. Изменение голоса через состояние, наиболее древний в эволюционном отношении механизм выражения эмоций. Об этом писал известный академик П.В.Симонов в книге «Эмоциональный мозг». Чтобы понять, как эмоции выражаются в звуке, обратимся к этносу. 

На основе этнических попевок, я предлагаю упражнения, которые позволяют чувствовать себя комфортно во всём диапазоне. Здесь используются специальные включения звука, что является зарождением различных манер пения. Ощутив на практике синтез вокальной техники и актёрского мастерства, можно перейти к элементарной, самой простой импровизации. 

Блюз – очень свободная форма музыки, которая содержит в себе множество настроений, позволяет выражать все наши чувства с помощью нескольких нот. В блюзе можно использовать различные стили и манеры, особенно если это упражнение, где используется Скэт (слоговое пение) и актёрская техника. Данное упражнение строится на основе вопросов и ответов, вокальной и актёрской импровизации. Освободив тело, изучив различные приёмы вокальной и актёрской техники как единого синтеза, можно перейти к вокальным произведениям. 

Работа над песней проводиться по принципу работы над ролью. Здесь предлагается примерный план разбора музыкального материала, принцип работы в едином синтезе актёрского мастерства и вокала. 

Общие рекомендации по работе над музыкальным наблюдением, объясняют специфику и способы звукоизвлечения через образ. Метод копирования звука является основой эстрадной школы вокала. Но мы можем брать понравившийся музыкальный материал выдающихся мастеров вокального искусства, не снимая звуковую кальку, а использовать свой тембр, свои природные особенности голоса, интерпретировать песню несколько иначе. 

Актёрская интерпретация – это взгляд на данный материал через своё, личное состояние и отношение, где вокальная техника является активной помощницей актёрского мастерства. Используя знания различных манер, актер постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и природным качествам. 

Создание собственного образа – долгий путь и он складывается из предшествующих знаний, практического опыта, навыков и состояния души. «Как создать свой образ?» – это главный вопрос для эстрадного актёра вокального жанра, на который он должен ответить сам, я же постараюсь просто предложить варианты.