Тимур Магамедгаджиев

Артист театра мюзикла «Гердения»,«Гарсия Лорка», «Ветсайская история»,Бельгия - г.Брюсель.

 

Уважаемый читатель, друг!

Мне когда-то сказали, что во всем в жизни будет везти!

До определенной степени - это правда!

Я расскажу тебе, как меня научила петь Ирина Борисовна Навицкая и, как нужно бы дорожить знаниями, которыми она обогащает своих учеников.

До моих 16-ти лет, я не знал и не понимал вообще, что такое пение и где находятся голосовые связки (настолько!). То ли мы... люди, должны очень страдать, чувствовать, для того, чтобы вдруг захотеть " петь ", -  то ли нужно просто раз в жизни, встретить человека который подскажет путь к более гармоничному существованию с самим собой. Такого человека, как Ирина Борисовна! 

Вот оказывается: в чем должно больше всего везти человеку - в правильных друзьях. Да... именно: И.Б.Навицкая не просто педагог, не просто профессор, а, помощник, советчик и психолог.

В мои-то годы, мне казалось - это моя заслуга и природа, что я имею голос. Теперь же, спустя время и опыт работы с голосом, я понимаю, что это: не моя природа,         не мой талант, а те объяснения и терпеливость Ирины Борисовны в работе с таким нетерпеливым "конем-бунтовщиком", коим я был в том возрасте. 

Когда нужно брать высокую ноту и, взять ее вовремя, а не потерять кураж перед ее высотой и непреодолимостью, то вспоминается один эпизод. Однажды, я переживал и, как горячий мальчик из Махачкалы, кричал на себя и на пианино (которое, как мне казалось, преувеличивало в высокой тональности одной из клавиш по правую сторону) - по этой причине я не мог взять высокую ноту! 

В тот период, для меня не было: "непреодолимых высот"  ах, ах!

Ирина Борисовна, как, почти, родная мама, пыталась наладить меня на позитивное самочувствие и дать мне услышать, в начале, эту ноту в своем воображении, в голове... Нет, не получается – кричу, а не пою и  сам от этого еще куда больше раздражаюсь. Что делать!

Ирина Борисовна, зная меня как свои пять пальцев, и  находясь в поиске разрешения проблемы, дабы дать мне возможность: взять эту ноту именно сейчас! Прямо вот сейчас - сегодня, а не отправлять меня на отчаянную битву - в одиночку со своей глоткой (где-нибудь подальше от ее ушей).  Она вдруг приходит к оригинальному решению!

Она дает мне задание, на несколько секунд представить, что я стою на железнодорожном вокзале, у поезда. И  вот: я подхожу к последнему вагону, и приняв правильную стойку (которую она же мне изобразила), расширив свой дыхательный аппарат, напрягши определённые мышцы и собравшись силами пытаюсь поднять этот вагон, хотя бы на миллиметр от рельс. Мне это упражнение сразу понравилось (главное верить своему педагогу) и, вообразив несколько раз эту сцену, мы с Ириной Борисовной принялись еще раз, к работе над высокой нотой. 

В это невозможно поверить - я знаю, но после почти 30 минут мучения, вдруг, я взял эту ноту как Паваротти! С тех пор мне стало понятно, что воображение связано в работе над голосом. 

В ГИТИСе, где я учился у Ирины Борисовны, мне так и говорили: ну ты поешь…класс, иди на конкурс! Но только никто не спрашивал, "а как это ты так поешь, и ни разу, голос не сорвал!? " 

А ведь у меня педагог - Ирина Борисовна!!! Ах, если бы можно было вернуть те времена: я бы ей цветы дарил при каждом занятии. Что такое жизнь - это то, что мы выносим в тонкостях голоса. 

Ирина Борисовна очень часто упоминает энергию любви в пении, которая плавно сливается с правильным дыханием; этому Ирина Борисовна учила меня. Всё это вместе сливается в голосовой тоннель, по которому " ты ", с твоим прошлым и всем что беспокоит, несешься диким ветром к самоутверждению и просветлению души.

Другие педагоги по вокалу, то ли просто зевают, то ли делают вид, что они счастливы на своей работе. Я еще ни в ком не видел той жизни в глазах, такой искренности в звучании голоса, которые были и есть у Ирины Борисовны. В нашей стране, физики и математики получают гроши, а тут-педагог по вокалу; Я представляю, как им платят в государственных учреждениях! А по Ирине Борисовне можно было сказать, что ей миллионы платят! Она отдавалась своим ученикам, как прохладная  вода отдается жажде! 

За эти тяжелые четыре года учебы, Ирина Борисовна, как человек, всегда была рядом и всегда - не критиковала учеников - ни своих, ни чужих, а давала совет и даже молилась за них. Этому я свидетель, я это видел! 

Поверьте мне, очень редко встретить такого педагога, который будет переживать за будущее своего ученика, а тем более педагога, который может и сам так спеть, что стены повалятся. 

После учебы в ГИТИСе, я уехал из России, чтобы посмотреть, как живет остальной мир. Мне очень и очень пригодились советы Ирины Борисовны там, за рубежом. Просыпаешься утром, а за окном дождь, плохая погода, грусть, но как вдохнешь, разведя руки, как выдохнешь на опоре. Сделаешь, её дыхательные упражнения, так, глядишь и, настроение просыпается и уже совсем по деревне: что дождь, что снег.

С 2006 года мне приходилось петь в Европе на русских вечерах, во Французских и Бельгийских культурных центрах и повсюду, я использовал технику Ирины Борисовны - технику дыхания и самое важное технику воображения. 

Это кажется легким делом - учить петь, но на практике - это просто на просто - жертвоприношение!

В 2008 году я пошел на прослушивание в Бельгийский театр, на спектакль Гардения,  в который  в итоге попал.

А почему меня взяли? Только потому, что спел песню (на русском) и вот она удача - взяли в театр! Когда же мои товарищи дали послушать мой диск с несколькими песнями одному из лучших педагогов по вокалу, она им ответила, что мне не стоит брать уроки по вокалу у других педагогов, а  вернуться к тому педагогу, который  научил петь. Она можно сказать даже ... запретила идти к другому педагогу. 

В спектакле Гардения, я пел и каждый раз перед тем как выйти на сцену грел свои связки не настойчивым до ре ми фа соль, а просто сел на попу, представил себя в свете ночных фонарей, разделил грусть от счастья, прокачал энергию, по системе Ирины Борисовны : НАДЫШАЛСЯ ЛЮБВИ И ВЫДОХНУЛ ЛЮБОВЬЮ! Все по технике, все по деталям. Голос, будто баба на печи спала - горячий, сочный, свежий и не уставший.

Главная цель Ирины Борисовны и ее методики это не поломать человеку голос, его природу и не доказывать ему то, что он не правильно делает, а показать  верный путь и технику использования голоса, который есть у каждого.  У каждого человека он свой и совсем ему не обязательно петь как С. Дион или... кто еще там (О как!)

Нужно, оказывается - согласиться с самим собой и принять нашу природу, а потом уже искать правильную форму самовыражения. 

Ирина Борисовна мне в этом помогла, она показала мне путь и не испортила мне ничего, абсолютно не испортила. 

Наш педагог по сценической речи признала, её технику дыхания универсальной, пригодной и для пения и для речи. В общем, мой друг, читатель, не бойся петь, ведь Ирине Борисовне совсем не будет важно, какой у тебя диапазон и как ты тянешь ноту, ей важней твой тембр, который есть только у тебя и больше ни у кого! Она в каждом человеке видит душевную красоту, главное, чтобы твои глаза выражали твой внутренний мир, который ты и должен выражать во время пения!

И не имеет значения: стоишь ли ты на сцене Кремлевского дворца или же просто, стоишь на не высокой табуретке, честно и четко воображая, что это сцена кремлевского дворца! Главное друг, что цель у тебя будет одна: спеть так, чтобы ты сам был горд за себя и чтобы твой голос был услышан, пусть только стенами, пусть только соседями, но ты умеешь ПРАВИЛЬНО петь!